Своё происхождение шоссейники ведут от обычных дорожных велосипедов, использовавшихся для прогулок по дорогам различного качества.

Эволюция конструкции шоссейных велосипедов

Такие же велосипеды участвовали и в соревнованиях по шоссе, где в маршруте не были предусмотрены горные участки. Свой современный вид шоссейный велосипед начал приобретать к середине ХХ века. К этому времени значительно улучшилось покрытие дорог.

Поэтому при разработке конструкций велосипедов, предназначенных для шоссейных гонок, основной упор уже делался не на их способность выдерживать езду по грунтовым дорогам невысокого качества. Если ранее шоссейные велосипеды изготовляли с прочными деталями, но тяжёлыми, то теперь потребовался принципиально новый подход к разработке новых моделей шоссейников.

Шоссейный велосипед: эволюция, особенности, отличия

Теперь целью разработчиков шоссейных велосипедов стало получение лёгкой конструкции, наделённой хорошей аэродинамикой. Решение данной задачи облегчили новые технологии, появившиеся к 80-м годам ушедшего столетия. Изначально рамы изготовлялись из стальных труб, постепенно изменивших свою конфигурацию (они стали изготовляться в середине тонкими, а места соединений постепенно утолщались),

С появлением новых технологий сварки алюминия, рамы стали значительно легче, не потеряв при этом прочности. Кардинальные изменения в технологию изготовления шоссейных велосипедов принесли новые сплавы. Велосипедные рамы шоссейников начали изготавливать из углепластика (данный материал получил название «карбон»).

Впервые шоссейный велосипед с карбоновой рамой, разработанный известной фирмой Look, был представлен в 1986 году. Он помог добиться победы в гонках Тур де Франс гонщику Грегу Лемонду. Вместе с появлением новых материалов, кардинально изменились и технологии изготовления частей шоссейных велосипедов.

Грег Лемонд
Грег Лемонд

Сварочные работы, используемые ранее при создании велосипедов, ушли в прошлое. Теперь многие детали, в том числе и велосипедные рамы, стали изготовлять при помощи гидроштамповки.

Благодаря новой технологии трубы получили более мощный внешний вид, но при этом их стенки стали гораздо тоньше. Это повысило жёсткость рам и их устойчивость к ударам.

Изменился у шоссейных велосипедов и внешний вид рам. Ранее верхняя труба была расположена строго горизонтально, в современных моделях она снижается в направлении седла. Современные шоссейные велосипеды приобретают всё более компактный вид, становятся легче и улучшают свои аэродинамичные качества.

Основные особенности современного шоссейника

Шоссейный велосипед узнаваем с первого взгляда. Уникальный внешний вид данному виду велотранспорта придаёт руль особой формы, напоминающий рога барана.

Такая форма обеспечивает захват руля таким образом, что тело гонщика располагается практически параллельно земле. Это делает его аэродинамические характеристики значительно выше. Однако при необходимости можно изменить положение тела, захватив руль ближе к его середине.

Вилка у шоссейного велосипеда изготовляется только жёсткой. Для изготовления вилок обычно используют карбон и алюминий. Диаметр колеса у шоссейников стандартный – 622 мм.

Передние звёзды, размер которых 53-39, или же 50-34, обычно устанавливают две, но могут встретиться и конструкции, снабжённые тремя звёздами.

Конструкция тормозов также отличается от других велосипедов. Они разработаны специально для шоссейников и известны под названием «клещи». Приводятся в действие они тормозными ручками, на современных шоссейных велосипедах совмещённых с манетками (переключателями скоростей).

Новый Pinarello F10 на котором ездят члены команды Sky
Новый Pinarello F10 на котором ездят члены команды Sky

О конструкции рамы уже было рассказано выше, а вот колёса и покрышки заслуживают отдельного упоминания.

Вариантов колёс, которыми оснащают шоссейный велосипед, существует множество. Они могут быть обычными, имеющими 32-36 спиц. Их устанавливают на велосипедах средней стоимости. Дорогие велосипеды снабжают плоскими спицами с улучшенными аэродинамическими свойствами и ободами высокого профиля.

Покрышки к шоссейным велосипедам выбирают в зависимости от конструкции рамы. Наиболее часто используют 23-25 мм, иногда используют и 28 мм, но это не всегда возможно. В любом случае они должны быть узкие и гладкие. В профессиональном велоспорте гонщики всегда выбирают наиболее тонкие колёса, однако существуют и другие варианты, подходящие для шоссейных велосипедов:

  • низкопрофильные колёса идеально подходят для передвижения по трассам;
  • среднепрофильные колёса являются универсальным вариантом, подходящим как для езды по треку, так и по укатанной грунтовке;
  • высокопрофильные колёса – отличный выбор для активных туристов. Это самые прочные и тяжёлые из колёс, подходящих для шоссейных велосипедов;
  • лопатно-дисковые колёса, предназначенные только для профессионального спорта. Для них характерна колоссальная парусность и большая аэродинамика. Выглядят оригинально, но чрезвычайно привередливые к погоде.

Чем отличается шоссейный велосипед от циклокроссового

Все отличия велосипедов, предназначенных для циклокросса, от шоссейных аналогов обусловлены различием трасс, на которых проводятся гонки.

Если шоссейный велосипед используется для гонок по дорогам, имеющим приличное качество покрытия, то трассы, на которых проводятся циклокроссы, очень сложные.

Трасса подготавливается специально для таких гонок таким образом, чтобы на ней было достаточное количество природных преград – участки с травой, огромные лужи с грязью, труднопроходимые песчаные ловушки. Многие преграды на пути гонщика возникают по человеческой воле – так организаторы циклокроссов регулируют сложность трассы.

Для прохождения такой дистанции, протяженностью около трёх километров, необходим надёжный велосипед, способный без повреждений преодолеть все препятствия.

При создании циклокроссовых велосипедов были использованы элементы шоссейных и горных велосипедов. От шоссейного велосипеда к гибридному транспортному средству перешёл «руль-баран», от горного велосипеда достались дисковые тормоза, считающиеся более надёжными.

Циклокроссовый велосипед
Циклокроссовый велосипед

На таких трассах появляется проблема налипания грязи, а дисковым тормозам она не страшна. Защитой от грязи стало и уплотнительное кольцо, которым снабдили втулку колеса. Без данного приспособления велосипед быстро бы пришёл в негодность. Понятно, что для циклокросса узкие колёса, присущие шоссейным велосипедам, не годятся.

Циклокроссовый велосипед получил широкие покрышки с глубоким рельефом. Благодаря такому преображению гибридный велосипед стал настоящим «внедорожником», имеющим повышенную проходимость. Именно это свойство и стало основным отличием двух популярных велосипедов.

Лучшие модели шоссейных велосипедов сегодняшних дней

Критерии выбора шоссейных велосипедов, предназначенных для профессионалов, заметно отличаются от моделей, приобретаемых начинающими велогонщиками, а также людей, желающих иметь качественное транспортное средство для прогулок.

Среди шоссейных велосипедов, стоимость которых расположена в диапазоне до $1000, лидирует модель Merida Ride 400, представленная компанией «Мерида». Комплектующие детали данного шоссейника изготовляются известными производителями, выпускающими оборудование полупрофессионального класса.

Merida Ride 400
Merida Ride 400

Следующим по популярности стал шоссейный велосипед Format 2211 разработанный в российской компании, базирующейся в Перми. Лёгкий велосипед, снабжённый карбоновой вилкой и дисковыми тормозами, имеет отличные ходовые характеристики, поэтому его часто используют велогонщики на ответственных соревнованиях.

Совсем немного отстал от предыдущей модели ещё одна разработка отечественных производителей из Перми – Format 2212. Данная модель имеет достаточную маневренность и компактную цепную передачу. Весит данная модель всего 8,9 кг, являясь самой лёгкой из всей линейки шоссейных велосипедов пермских производителей.

Оцените, пожалуйста

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.