Велоспорт в россии: рождение, первые победы, Олимпиада

Опубликовано 20 апреля 2017 в 22:27 (Обновлено 11 августа 2017)

Время чтения: 6 мин

Мало кто знает, что велоспорт в Российской Федерации зародился более 130 лет назад в Северной столице страны Санкт-Петербурге. Сайт Liketobike рассказывает о том, как зародился и развивался этот вид спорта в России.

Велоспорт в России

Велоспорт в России

История велосипедного спорта ведёт отсчёт с начала XIX столетия, когда не так давно изобретённый велосипед был использован человеком, чтобы принять участие в соревновании на скорость передвижения за рулём. Спустя некоторое время конструкция велосипеда была модернизирована. Первоначально на нём появилась цепная передача, а затем на смену литым резиновым шинам пришли шины пневматические.

Первые официальные соревнования по велоспорту проходили во Франции. В 1869 году состоялись гонки по маршруту Париж – Руан. Его длина была 120 километров (такое расстояние разделяло тогда эти города). Первое место в этой гонке занял спортсмен из Британии Мур. Скорость его велосипеда в среднем составила 11 км в час.

Велоспорт пришёл в Россию

В России первые соревнования по велоспорту состоялись на 15 лет позднее. Проходили они на одном из ипподромов столицы в 1883 году. Велоспорт в России быстро становился популярным. В следующем году в Санкт-Петербурге состоялось ещё одно важное в истории отечественного велосипедного спорта соревнование. Оно проходило на Марсовом поле.

Эти соревнования стали стимулом к созданию обществ велосипедистов-любителей в Москве и Петербурге, хотя объединяться поклонники велосипедного спорта начали ещё до проведения первых соревнований. В декабре 1884 года был утверждён устав Петербургского общества.

Спустя несколько десятков лет в стране появилось большое для тех лет количество клубов велосипедистов, члены которых становились не только участниками соревнований, но и организаторами спортивных гонок. Особенно стал популярен велоспорт в России после появления в 1986 году современного велосипеда, получившего колёса одинакового диаметра и цепной передачи, благодаря которой движущим стало заднее колесо.

Николай II на велосипеде

Николай II на велосипеде

Строительство велотреков

В годы, когда велоспорт в России только зарождался, проведение соревнований было задачей непростой. Дорог с гладким покрытием не было, чаще всего мостовые были вымощены булыжником. Передвигаться по таким дорогам на велосипеде было сложно, даже после появления у них пневматических шин.

Поэтому соревнования тогда обычно проводились на ипподромах. Именно те города, где были ипподромы и стали центрами велосипедной жизни. Кроме Петербурга и Москвы велоспорт стал чрезвычайно популярен в Риге, Киеве и Одессе. Общества велосипедистов привлекали меценатов, вкладывавших средства в строительство циклодромов (так тогда называли велосипедные треки).

Первый трек с покрытием из цемента был построен в Москве в 1891 году. В Петербурге соревнования проводились на деревянном треке. Длина его была 250 метров, собиралось покрытие всего за полчаса. С 1894 года в Одессе проводились соревнования на первом в стране треке, снабженным асфальтовым покрытием.

Первые российские чемпионы

Состоявшиеся в 1891 году велосипедные гонки называли первым «Всероссийским чемпионатом». Его победителем стал москвич Г. Девис, получивший звание «Первый ездок России». Дистанцию гонок, составлявшую 8 км, он проехал за 15 с половиной минут. В этих гонках участвовали сильнейшие велосипедисты страны.

Соревнования на этой дистанции, считавшейся в то время классической, проходили в Москве и в последующие три года. Постепенно велоспорт в России становился массовым увлечением. В 1894 году был организован многодневный велосипедный марафон по маршруту Москва – Нижний Новгород. Однако дорога оказалась настолько тяжёлой, что до финиша добрались лишь двое велосипедистов.

В следующем году состоялась ещё более длительная велогонка, во время которой спортсмены преодолевали расстояние от Петербурга до Москвы. Победителем экстремальной для тех лет гонки стал москвич М. Дзевочко.

Марафон по маршруту Москва – Петербург проводился несколько раз, став самым популярным у болельщиков. Кроме российских спортсменов в нём участвовали и зарубежные велосипедисты. В это время велоспорт в России был на пике популярности. Так продолжалось до того времени, когда к спортивным соревнованиям добавился коммерческий интерес.

Победы в гонках стали покупаться и продаваться, зрители перестали приходить на соревнования. По этой причине велосипедный спорт остановился в своём развитии. Однако в это же время российские велосипедисты завоёвывали себе славу на международных соревнованиях.

Первые победы международного уровня

Вспоминая выступления наших спортсменов на международных велогонках, и первые завоёванные ими награды, называют имена Онисима Панкратова и Михаила Дьякова. Петербургский велосипедист Михаил Дьяков дважды завоёвывал в Москве звание «Лучшего ездока России». Классическую дистанцию гонок он преодолевал с рекордными результатами.

Приехав в 1896 году на открытый чемпионат Англии, Михаил Дьяков стал победителем на четырёх дистанциях из пяти возможных. Этот феноменальный результат сделал его кумиром английских болельщиков, назвавших спортсмена «королём велосипедистов». Возвратившись в Россию, Михаил Дьяков установил два рекордных результата - в гонках на 2 и 5 миль стал рекордсменом мира.

Член Петербургского клуба «Геркулес» О. Панкратов в 1911 году отправился на велосипеде в кругосветное путешествие. Начав свой путь в Харбине, он проехал по маршруту, официально утверждённому Международным Союзом велосипедистов. Объехав многие страны мира, он совершил уникальный переход через Альпы, где прежде бывали только лыжники. Обратно в Харбин О. Панкратов вернулся только в 1913 году.

Возрождение российского велоспорта после революции

Последний российский чемпионат по трековым гонкам состоялся в 1917 году. В соревнованиях, проходивших в Туле, участвовало чрезвычайно мало спортсменов. Этот год стал последним в существовании клубов и обществ велосипедистов Российской империи.

Новым этапом истории российского велоспорта стали трековые гонки Первенства Центральной России, состоявшиеся в 1918 году. Примечательно, что спортсмены, участвовавшие в первенстве, вновь собрались в Туле. Там же проходили первенства РСФСР и последующие три года. В 1918 году состоялась и первая после революции шоссейная гонка по маршруту Москва – Тверь – Москва.

Велосипедисты на Красной музыке в Москве

Велосипедисты на Красной музыке в Москве

На московском ипподроме в 1923 году состоялся первый чемпионат СССР по велоспорту. Его участниками стали 80 спортсменов, приехавших на соревнования со всей страны. Звание чемпионов СССР было получено В. Ипполитовым и Г. Козловым, а чемпионом СССР в шоссейных гонках стал И Лепетов.

В следующем году в чемпионате впервые участвовали женщины. Чемпионкой СССР по спринту в трековых гонках стала спортсменка из Москвы Б. Левинштадт. В 1927 году женщины начали участвовать и в гонках на шоссе. Москвичка А. Граве стала победительницей десятикилометровой дистанции, став первой чемпионкой РСФСР.

Огромную роль в развитии велоспорта в России сыграло создание в 1936 году добровольных спортивных обществ. Соревнования стали проводится систематически, в том числе и многодневные. В послевоенные годы изменился формат соревнований. Велогонки начали проводиться не только индивидуальные, но и командные. С 1954 года советские велосипедисты начали участвовать в престижной Велогонке Мира, откуда неоднократно привозили награды.

Российские велосипедисты на Олимпийских играх

Первое участие наших велосипедистов в Олимпийских играх было неудачным. Российская команда из 12 велогонщиков побывала на Олимпиаде в 1912 году, но наград не заслужила. После этого дебюта российские спортсмены много лет не принимали участия в Олимпийском движении по независящим от них причинам.

Лишь в 1951 году созданием Олимпийского комитета СССР был проложен путь нашим спортсменам на Олимпийские игры. Впервые российская команда велосипедистов побывала на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки. В 1960 году наши олимпийцы привезли из Италии золотую и бронзовые медали.

С первыми победами россиян в олимпийском движении связаны имена Виктора Капитонова, Р. Варгашкина, В. Леонова и Б. Васильева. С 1984 года право выступать на Олимпиаде в шоссейных гонках, было предоставлено и женщинам. Сейчас велосипедистки участвуют также в спринте и трековых гонках преследования.

Опубликовано 20 апреля 2017 в 22:27

Комментарии

  • Как всегда очень интересная статья.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности