5 ответов на самые популярные вопросы о велоспорте. Ликбез для новичков

Опубликовано 26 марта 2017 в 14:36 (Обновлено 17 апреля 2017)

Время чтения: 6 мин

В последнее время во всём мире наблюдается всплеск интереса к шоссейному велоспорту. В шоссейных велогонках есть всё: скорость, бескомпромиссная борьба гонщиков и команд, победы и поражения, триумфы и трагедии, и наконец, самые современные и продвинутые байки, которые эксплуатируют в «боевых условиях» лучшие велогонщики мира. В этой статье мы ответим на наиболее часто задаваемые вопросы новичков шоссейного велоспорта.

Когда и как появился шоссейный велоспорт?

Шоссейный велоспорт зародился ещё в середине 19 века. Официально днём рождения шоссейного велоспорта считается 31 мая 1868 года. В этот день на старт в Сен-Клу, близ Парижа вышли любители, чтобы проехать на «костотрясах» (тогда ещё не было шин) дистанцию в 2 км. Победу в первой гонке праздновал представитель Туманного Альбиона Дж. Мур. Через год этот же мистер Мур выиграл и гонку Париж – Руан, протяженность которой составила 120 км. Для того чтобы преодолеть такую дистанцию победителю пришлось потратить почти 11 часов.

Любопытно, что официальная первая гонка также была проведена во Франции. Произошло это в 1891 году, когда гонщики – пионеры проехали 600 км из Парижа в Бордо. Крупная гонка впервые состоялась в 1892 году. Это была гонка Льеж-Бастонь-Льеж (Liège-Bastogne-Liège). Тогда победил местный гонщик, бельгиец Леон Уа. Кстати, через 2 года на этой гонке состязались уже профи, и вновь там был первым Леон Уа. Чемпионат мира для спринтеров впервые прошёл в 1895 году, а первая веломногодневка – в 1896 году.

Что такое Гран Туры, и какие виды гонок есть в велоспорте?

Гранд Туры или супервеломногодневки – это самые престижные, приоритетные гонки шоссейного велоспорта. Да простят меня поклонники Олимпийского движения, однако победа в Тур де Франс, Джиро д’Италия и Вуэльта Испании считается наиболее весомой, наиглавнейшей в велоспорте. Здесь выступают лучшие велогонщики мира.

Даже победа хотя бы на одном этапе Гранд Тура считается важнейшим достижением для гонщика, значимой страничкой в его спортивной биографии. Хотя формально все эти супервеломногодневки и равны, в мире велоспорта Тур де Франс, или как ещё именуют эту гонку «Большая петля», считается наиболее престижной. То есть, получается, что Тур де Франс - главная многодневка в велоспорте, кульминация карьеры спортсмена.

Тур де Франс

Тур де Франс

Гранд Тур проводится на протяжении трех недель, чем отличается от обычной многодневки, которая, в основном не превышает недели. Супервеломнодневки проходят в середине сезона: Тур де Франс – в июле (с 1903 года), Джиро д’Италия - в мае (с 1909 года) и Вуэльта Испании – в сентябре (с 1935 года).

Помимо Гранд Туров, на протяжении всего сезона, проводятся также многодневки, которые также считаются очень престижными. Например, Париж – Ницца, Тиррено – Адриатико, Тур Швейцарии, Вуэльта Каталонии и другие не менее важные гонки.

В шоссейном велоспорте важное место занимают классические однодневки. Они проводятся в начале и в конце сезона. За один день гонщики проходят дистанцию более чем в 200 километров, причём им не всегда приходится ехать по гладкому шоссе. Напротив, там их ждёт самое разное покрытие, в том числе у них на пути может оказаться разбитая дорога. Самые известные монументальные однодневки: Париж – Рубе, Милан – Сан-Ремо, Льеж-Бастонь-Льеж (старейшая), Тур Фландрии и Джиро ди Ломбардия.

Следует отметить, что победителям всех вышеперечисленных гонок начисляются очки, которые идут в зачёт Мирового тура. В конце сезона определяется лучший гонщик сезона. В 2016 году первым стал словак Петер Саган. Кстати, на данный момент он также лидирует в общем зачёте.

Что такое призовые майки, и за что их можно заработать?

Майки считаются трофеями в велоспорте, которые каждый пытается заполучить во время гонок. Они разыгрываются в самых различных классификациях многодневок. После каждого этапа велогонки тот или иной гонщик награждается майкой, соответствующей классификации.

А может майка сохраниться у её обладателя и на следующем этапе, и даже до конца гонки. Бывает, что у успешного велогонщика имеется в наличии сразу несколько маек, понятно, что одновременно в две джерси он облачиться никак не сможет, и в этом случае лидер будет красоваться в самой приоритетной.

Главная майка – майка лидера генеральной классификации

Главная майка – майка лидера генеральной классификации

Главная майка – майка лидера генеральной классификации, потом идёт – лучшего спринтера, далее - горного короля, затем – лучшего молодого гонщика, после чего – майка чемпиона мира (радужная, «проклятая»), и последняя – майка национального чемпиона.

Победа «в генералке» – это самое главное. На каждом этапе суммируется время, и тот, кто меньше всех его тратит при прохождении этапов, тот (генеральщик) и лидирует в генеральной классификации. Победитель в генеральной классификации является триумфатором веломногодневки. На Гранд Турах лидеры в генеральной классификации получают разные по цвету майки: на Тур де Франс – жёлтую, Джиро д’Италия – розовую, Вуэльта Испании – красную.

Какие бывают специализации велогонщиков?

В велоспорте особое значение имеет специализация велогонщиков. Она зависит от многих факторов: мастерства и навыков, физических данных.

Генеральщик – спортсмен, который на всех этапах велогонки сражается за викторию в генеральной классификации. Главная персона в каждой команде, её капитан.

Горняки – миниатюрные и лёгкие гонщики, которые в горах отрываются от своих преследователей. Поскольку горные этапы превалируют на большинстве многодневок, то горняк, уверенно справляющийся с разделкой, является генеральщиком.

Раздельщики – те, кто имеют отличный ход на протяжении всего этапа, не исключая даже горных. Также часто бывают генеральщиками, если хорошо себя чувствуют в горах.

Спринтеры – крепкие, рослые, физически одаренные ребята, которые могут совершить мощный, кратковременный рывок, причём, что важно, на самом финише, когда силы всех покидают. Главное не отстать в горах и удержаться на удобном плацдарме для финишной атаки. Тоже они могут быть генеральщиками. К примеру, действующий чемпион мира Петер Саган является спринтером.

Грегари (итал.) или доместик (француз.) – личная гвардия капитана команды, генеральщика. Одна из самых уважаемых специализаций в современном велоспорте. Работают на командный результат в ущерб личному. Оказывают помощь капитану, который бьётся за победу в генеральной классификации, или содействуют партнёрам по команде, претендующим на высокие результаты. Помощь заключается в том, что они закрывают от встречного ветра своего лидера, ведут пелотон в удобном для капитана темпе, кормят и поят его, а если надо, то до подъезда технички могут отдать колесо со своего велосипеда.

Какие бывают команды в велоспорте?

Практически все профессиональные команды в велоспорте являются интернациональными. Набрать сильных гонщиков из одной страны очень сложно. Все команды имеют спонсоров, поэтому в их названии включено имя титульного спонсора. Цель команды – победа и высокие места её спортсменов в генеральной классификации либо в других номинациях.

Команды могут иметь лицензию ПроТура, дающую право их спортсменам соревноваться на всех гонках данной категории. Также есть команды континентальных дивизионов, которые могут попасть на веломногодневку, получив приглашение от организаторов или же попасть туда по вайлд-кард.

Команда Katusha Alpecin, Швейцария

Команда Katusha Alpecin, Швейцария

До последнего времени в Мировом туре выступала российская команда «Катюша», однако сейчас она принадлежит швейцарцам и называется Katusha Alpecin. К сожалению, команде не удалось найти спонсоров в России, в связи с чем пришлось перейти под крыло швейцарцам. В настоящее время проходит престижная многодневка «Вуэльта Каталонии», и там за команду Katusha Alpecin выступают три российских гонщика: Ильнур Закарин, Павел Кочетков и Максим Белков.

Опубликовано 26 марта 2017 в 14:36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности