Шоссейные гонки: история шоссейного велоспорта

Опубликовано 16 февраля 2017 в 19:15 (Обновлено 11 августа 2017)

Время чтения: 8 мин

Шоссейный велоспорт и шоссейные гонки - их почти так же стара, как и история самого велосипеда. Везде, где появлялись первые велосипедисты, организовывались спонтанные меньшие или большие гонки.

[toc]

Первые шаги

Дух соревнования и спортивной борьбы, соединенные с технологическими нововведениями, привлекали толпы любителей двух колес. Пионеры прокладывали дорогу дисциплине спорта, которая невероятно быстро стала достаточно популярной, чтобы войти в большую олимпийскую семью.

С какой средней скоростью двигался «прародитель» современного велосипеда? Делал он это быстрее почтового дилижанса. Немецкий служащий лесного ведомства Карл Дрез, имеющий титул графа, на спроектированной собственноручно деревянной машине «накрутил» в 1817 году среднюю скорость в 15 км/ч.

Граф Карл Дрез

Граф Карл Дрез

Но «накрутил» немного не то слово. Он ее буквально набегал или натоптал, потому что его изобретение еще не имело цепного механизма и педалей. Философия, которая скрывалась за этой концепцией, была невероятно тривиальна: поедешь настолько далеко, насколько сильно ты оттолкнешься ногами от земли. И хотя оборудование весило более 20 килограмм, имело 27-дюймовые колеса из железа и даже подставку для корзины, на нем можно было преодолевать не очень крутые подъемы.

Велосипед Карла Дреза на котором можно было проводить шоссейные гонки

Велосипед Карла Дреза на котором можно было проводить шоссейные гонки

Во время второй поездки на «велосипеде» Дрез захотел покорить холмистую местность по дороге в Баден-Баден. Естественно, средняя скорость упала и составила 6 км/ч.

От лауфрада до велосипеда

Велосипед «без колес» собирал все большую и большую группу симпатизирующих. Легкодоступность нового средства коммуникации, его не слишком высокая цена, находящаяся в пределах приличия, и простота производства спровоцировали, что лауфрад («laufrad» на немецком означает «бегущее или свободное колесо») стал бестселлером.

Шоссейные гонки еще не появились. когда в 1818 году Дрез на своем изобретении преодолел 450 километров до Парижа, а два года спустя один британский инженер победил Пиренеи (500 км). Здесь проводились подпольные гонки. Соревнующиеся, прежде всего, ездили по кругу, по установленным щебенно-песчанным трассам. Соревнования были нелегальны, но полиция часто закрывала глаза. Во время одного из таких мероприятий – в 1829 году в Мюнхене – была достигнута скорость в 22 км/ч. Это, конечно, еще не были шоссейные гонки, но была попытка победить скорость. Для это времени она была поистине космической.

Лауфрад экспортировался в различные части мира: от Бразилии до Калькутты. Но большинство своих сторонников он нашел в соседней Франции и на Британских островах, где механики попытались тюнинговать изобретение Дреза. Было добавлено третье, а потом и четвертое колесо. Общественности предстояло еще научиться искусству ловли баланса, что было совсем не легким делом. Когда, однако, и эта проблема была побеждена, два француза замыслило очередную модификацию.

Пьер Мишо и Пьер Лалман одновременно разработали велосипед с кривошипно-шатунным механизмом, приводящим в движение переднее, больших размеров, колесо. Чтобы оседлать такого «железного коня», надо было взять немалый разбег и запрыгнуть на велосипед, который любезно придерживал коллега. Проводили ли шоссейные гонки на таком тяжелом для контроля механизме? Конечно, да, хотя зрелище было очень забавным: серьезные, одетые в котелки и фраки джентльмены с усами верхом на причудливой форме средствах передвижения соревнуются друг с другом. Но теперь на велосипедах можно было преодолеть более длинные дистанции.

В августе 1865 года Аим и Рене Оливье преодолели дорогу с французской столицы до Авиньона. На 794 км им потребовалось 8 дней. В том же году конструкция, приводящаяся в действие кривошипно-шатунным механизмом и педалями, распространилась в США, куда эмигрировал Лалман. А братья Оливье были настолько увлечены, что совершили последующую модернизацию. Они установили регулируемое седло, движущийся руль и тормоза. Вес такого велосипеда редко был ниже 40 кг. Велосипедист мог чувствовать себя уставшим и никакие шоссейные гонки ему уже были не нужны.

В 1879 году Гарри Джон Лоусон соорудил свой «bicyclette ordinary»

В 1879 году Гарри Джон Лоусон соорудил свой «bicyclette ordinary»

Балласт уменьшился с использованием стальных спиц (Джеймс Старли/Эжен Мейер) и перекалибровкой размеров переднего – главного - колеса. Конструкция понемногу начинала напоминать современный велосипед. Уже в 1879 году Гарри Джон Лоусон соорудил свой «bicyclette ordinary» - механизм во всех отношениях уникальный, потому что у него была цепная передача, то есть кривошипно-шатунный механизм и цепь, приводящая в движение заднее колесо.

Настоящий прорыв произошел в 1885 году. Джон Старли и Уильям Саттон из английского Ковентри выпустили экспериментальный продукт с цепным приводом и двумя, практически одинаковыми по габаритам, колесами. Свой прототип они назвали «Rover I» («Скиталец»). Быстро были внесены некоторые поправки, и мир увидел «Rover II».

Джон Данлоп

Джон Данлоп

Также Джон Данлоп добавил свои «пять копеек» к велосипедной революции. Его резиновые шины не только снизили общий вес велосипеда, но и придали ему скорости. Косметические изменения, такие как фиксированная шестерня или переключатели были лишь глазурью на торте.

В путь!

Глядя на рекламные объявления последних годов девятнадцатого века, которые, в первую очередь, поощряли молодых людей пользоваться велосипедом, нельзя не отметить, такие броские маркетинговые лозунги, как: приключения, эмоции, развитие. Найти можно и другие: спорт, борьба и желание быть лучше других. Что интересно, сравнительно рано были поняты различные функции велосипеда.

Некоторые использовали его для отдыха, другие в качестве транспортного средства, а третьи – чтобы повысить уровень адреналина в крови. Велосипедисты должны были решить останутся ли они простыми велотуристами. Тогда в приоритете было битье рекордов, преодоление длинных маршрутов, сообщения о тяжелых ралли, которыми интересовались, в первую очередь, газеты. Англичанин М. Кемпф в 1870 году на велосипеде попал в Индостан, а Томасу Стивенсу из Сан-Франциско потребовалось два года, чтобы на двух колесах объехать Землю.

И это на велосипеде типа Мишо! В Северной Америке велосипедный бум проявился, в частности, количеством появляющихся клубов велосипедистов. Один из самых больших «Century Riding of America» в свои ряды принимал лишь таких кандидатов, для которых мелочью было преодоление 100 миль в день. Чарльз Террон в течение 15-дневной экспедиции из Санкт-Петербурга в Париж «брал на абордаж» бездорожье и болота. Велосипедисты были героями, их имена красовались на первых полосах газет. Кто ездил, тот был кем-то.

От дальних поездок в одиночку осталось несколько шагов до организации реальных гонок для любителей велосипедного спорта. Место борьбы с самим собой занял «бой» с другими соперниками.

Шоссейные гонки - премьера

31 мая 1868 года – это исключительно важный день для шоссейного велоспорта и шоссейных гонок. Тогда в предместье Парижа в Сен-Клу было организовано первое официальное массовое шоссейное мероприятие. Маршрут может и небольшой – 1200 километров – но это не важно. Победителем стал представитель Великой Британии Джеймс Мур. Он победил на велосипеде типа Мишо с большим передним колесом.

На следующих гонках он уже использовал велосипед с металлическими ободками, шарикоподшипниками и литыми резиновыми шинами. Именно на нем он победил в фундаментальном для истории гонок соревновании из Парижа в Руан (122 км). 7 ноября 1869 года стартовало более 400 спортсменов, к финишу из последних сил добралась лишь треть из них, а 32 спортсмена «уместились» в отметку 24 часа.

Джеймс Мур

Джеймс Мур

Джеймсу Муру хватило 10 часов 45 минут (средняя скорость 11,3 км/ч). В том же году в самой Франции было организовано более 155 шоссейных гонок, во многих из них лидировал Мур. Организаторы мероприятия были вынуждены разработать правила, которые допускали к участию в соревнованиях велосипеды с определенным масштабом переднего колеса.

Они не помешали маршу Джеймса к очередным наградам. К своей коллекции триумфов, среди прочего, он добавил первенство в чемпионате Парижа (1870 год), полученное на велосипеде типа Мейера. В 1891 состоялась гонка из Бордо в Париж (577 км). Так как выиграли 4 англичан, жаждущие реванша гордые сыновья Галлии не допустили к убийственному ралли Париж-Брест-Париж (почти 1200 км) своих соседей по другую сторону канала Ла-Манш.

На некачественной трассе состоялась легендарная шоссейная гонка («битва») между Терроном и Жиль-Лавалем – первыми большими звездами шоссейного велоспорта. На полпути победителем казался Жиль-Лаваль. Он был убежден в своем преимуществе, поэтому позволил себе 2 часа поспать. Проинформированный о паузе своего конкурента Террон втихаря проскользнул мимо всех гостиниц, расположенных на маршруте, в которых мог отдыхать Жиль-Лавель. Таким образом, он опередил соперника и прибыл в Париж на час раньше него. В седле он провел 71 час 16 минут, и за это он получил 25 тысяч франков. При этом его велосипед весил 20 килограмм и не имел переключателя передач. Настоящие герои!

Морис Гарин

Морис Гарин

Не только во Франции соревновались за велосипедные лавры. В центре спортивного внимания Германской Империи были такие шоссейные гонки на велосипедах, как Лейпциг-Берлин-Лейпциг-Дрезден-Лейпциг (500 км) и Магдебург-Кельн (457 км). Известный немецкий гонщик Йозеф Фишер - лучший в первом ралли Париж-Ребе (1896 год) – выиграл в Вена-Брелин, Милан-Мюнхен, Базель-Клеве. С того пионерского периода и до наших дней в международном календаре кроме «Ада Севера» дожило несколько и других гонок: Париж-Тур (1896 год), II Ломбардия (1905 год) и Милан-Сан-ремо (1907 год).

Последняя монументальная шоссейная гонка Бордо-Париж состоялась в 1988 году. В дополнение к гоночной дистанции из пункта «А» в пункт «Б» на маршруте появились промежуточные этапы. После того, как француз Жуайо в 1895 году за 18 дней объездил родную страну, Анри Дегранж загорелся идеей Tour de France.

Премьеру события в свою пользу защитил Морис Гарин, который за 93 часа 29 минут преодолел 2428 километра. А через несколько лет уже можно было принять участие в Tour door Nederland, Giro d’Italia (1909 год), Rund um Deutschland czy Vuelta a Catalunya (1911 год).

Опубликовано 16 февраля 2017 в 19:15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности