Если и есть у Копенгагена, именуемого «Велогородом», достойный соперник в плане велосипедизации, то это, безусловно, Амстердам. Один из самых необычных и либеральных городов в мире. Место, где безраздельно властвуют велосипедисты, которым подчинены всё и вся. Амстердам называют не только «городом любви», но и также «велосипедной столицей Европы».

Амстердам – велосипедная столица Европы

Здесь велосипедисты имеют абсолютное преимущество перед автомобилями и пешеходами. По признанию некоторых туристов, огромное количество велосипедов на улицах причиняют даже определенный дискомфорт, поэтому, чтобы раскрепоститься, лучше самому поскорее обзавестись двухколесным аппаратом на мускульной тяге.

История развития велоинфраструктуры Амстердама и других городов Голландии

В начале ХХ века улицы Амстердама и других городов Нидерландов были буквально забиты велосипедами. Их было настолько много, что тогда даже никто не задумывался о необходимости создания велосипедных дорожек, потому что велосипедисты ездили где им заблагорассудиться, не обращая внимания на другие виды трафика.

Здесь велосипедисты имеют абсолютное преимущество перед автомобилями и пешеходами

Всё изменилось после окончания Второй Мировой войны, после который голландцы, засучив рукава, принялись восстанавливать свою страну. Они настолько преуспели в этом, что к шестидесятым годам в стране начался небывалый экономический подъём. В результате жители Страны тюльпанов начали скупать автомобили, и вскоре города превратились в сплошные автостоянки.

В этой ситуации в первую очередь страдали велосипедисты и пешеходы, особенно дети. Участившиеся случаи автомобильных наездов, после которых гибли дети, всколыхнули всю страну, вызвав массовые протесты населения. Люди вышли на улицу, требуя от правительства создать безопасные дороги для детей. Изменить ситуацию в Амстердаме и других городах помог также и разразившийся в семидесятых годах нефтяной кризис, который стал поворотной точкой для страны. Ей надлежало стать менее энергозависимой. «Воскресение без автомобилей» — такой лозунг был самым актуальным в те годы. Постепенно в стране стал изменяться подход к транспортной политике.

Самое важное, что правительство стало финансировать создание отдельных велосипедных маршрутов во многих городах страны. В итоге в Нидерландах вдоль каждой автомобильной дороги были протянуты велосипедные дорожки, а в некоторых случаях и вовсе автомобили были изгнаны с некоторых участков.

Амстердам – велосипедная столица

В настоящее время каждый день на улицы Амстердама выезжают более полумиллиона велосипедистов, для которых отведено около 400 км безопасных дорожек, оборудованных светофорами. Для велотрафика в столице Нидерландов, как в одной из самых известных велостран, создан режим максимального благоприятствования: приоритет движения, велосипедные парковки, многочисленные прокаты, гостиницы и даже велотакси. Те, кто бывали на Центральном вокзале, вряд ли когда-нибудь забудут трехэтажную велосипедную парковку, где своих хозяев дожидаются 25 000 байков.

Хороший байк в Амстердаме стоит примерно 500-700 евро. Это довольно приличная сумма (средняя зарплата в стране 2500-3000 евро), поэтому большинство местных жителей стараются пользоваться простыми, недорогими моделями. На улицах Амстердама вы не увидите большого количества ультрамодных горных велосипедов, таких как Specialized, Giant, Merida, Trek или Cube. Зато там существует отдельный вид байков – Dutch Bike.

Это максимально простой, не убиваемый двухколесный агрегат, напоминающий велосипед «Урал» нашего детства. У него есть руль, мощная, стальная рама и ножной тормоз. Не забыли ещё такой велик? На нём для остановки нужно крутануть педаль назад? Вот такие простецкие велосипеды превалируют на дорогах голландской столицы.

Правда, ошибочно полагать, что в Амстердаме нельзя увидеть дорогие, навороченные байки, — имеются и такие аппараты. Также как и встречаются самые разные модели: спортивные, прогулочные, транспортные, грузовые и даже экологичные деревянные велики. Разных переделок (апгрейдов) здесь тоже предостаточно.

Велосипед в Амстердаме штука не долговечная

В Амстердаме велосипедистам не рекомендуется превышать скорость выше 20 км/ч. Слишком много случается велосипедных ДТП, и особенно часто достается туристам, которые зачастую расслабляются после того, как пересекли проезжую часть. Ведь им невдомёк, что главная опасность для них таится на соседних велосипедных дорожках города. Попадёте под колёса, никто перед вами извиняться не будет. Наоборот ещё и придётся возместить ущерб велонаезднику.

Несмотря на простоту большинства амстердамских байков, воруют их там нещадно. Поэтому и приходится на них вешать замки, которые по стоимости могут даже не уступать самому байку. Блокиратор колеса – это обязательная мера. В тоже время привязать велосипед толстой цепью также будет отнюдь не лишним. Примечательно, что в Амстердаме ежегодно экспроприируют около 60 тысяч двухколесных агрегатов. В столице Нидерландов следует избегать типов, предлагающих купить у них по дешевке велосипед, также, как мы в России стараемся отшить ребят, пытающихся нам всучить ворованную мобилу.

Велосипедов в Амстердаме хозяева лишаются не только из-за воровства. Очень часто они падают в каналы. Причем настолько часто, что ежегодно оттуда выгребается около 15 тысяч велосипедов. Для этого используются специальные лодки с низкой посадкой, оснащенные ковшом-манипулятором.

Впрочем, несмотря ни на что, в этом городе вас ждут мириады байков. Если вы хотите осмотреть все достопримечательности Амстердама, то седлайте железного коня и вперёд по тесным улочкам удивительной и прекрасной «Северной Венеции».

Просмотров: 558